Инвестиции в российский туризм: почему это актуально

2020 год стал переломным для российского туризма: в связи с охватившей мир пандемией коронавируса и закрытием государственных границ россияне не смогли улететь в запланированные отпуска. Стимулирование интереса к российским курортам и возможность отправиться на отдых летом и осенью прошлого года не дали игрокам туристического рынка получить доход, сопоставимый с выручкой за тот же период в 2019. Тем не менее, в этом году туристическая отрасль адаптировалась к новой реальности и готовится к усилению потока туристов. Александр Першиков, основатель международного маркетплейса аренды автомобилей по доступным ценам GetRentacar.com, рассказывает, что происходит с отечественным туризмом сегодня и почему в эту сферу стоит инвестировать уже сейчас.

Что происходит в российском туризме сегодня

Туризм в России переживает расцвет: несмотря на сохраняющееся пандемийное состояние и снижение доходов населения, туристический бизнес активно готовится к старту нового сезона и ожидает большой наплыв клиентов. Связано это не только с закрытыми границами многих государств, куда россияне традиционно отправлялись отдыхать, но и с активным государственным стимулированием бизнеса. Так, на рост количества туристов повлияла программа кэшбека, реализуемая совместно с платежной системой «Мир». Для того, чтобы ей воспользоваться, необходимо зарегистрировать карту «Мир» любого банка в программе лояльности, выбрать и оплатить тур на сайте мирпутешествий.рф. Если все условия программы (длительность проживания, покупка путешествия у партнера акции) соблюдены, то турист получит 20% суммы в виде кэшбека: деньги будут зачислены на карту в течение 5 рабочих дней. Максимальная сумма выплаты — 20 000 рублей.

По данным Ростуризма, в течение третьего этапа реализации программы туров с кэшбеков туры на сумму 4,5 млрд рублей, а вернуть смогли около 800 млн рублей суммарно. Зарина Догузова, руководитель Ростуризма, отмечает, что наиболее популярны туры в южные регионы России, Москву, Санкт-Петербург, Калининград и область, Алтайский край, Татарстан. Представители Министерства культуры и туризма Калининградской области прогнозируют, что летом 2021 года в регионе будут раскуплены все места в отелях и домах отдыха. Повлияли на популярность Калининграда как программа кэшбека, так и финансирование туристического бизнеса из средств федерального и регионального бюджетов.

«Если говорить о жителях регионов Центральной России, то для них Калининград — идеальное место для отдыха, — говорит Александр Першиков. — Кроме того, что в регионе созданы условия для разных видов туризма: событийного, лечебно-оздоровительного, сюда можно без труда добраться на самолете, а по области легко передвигаться на машине. Клиенты GetRenraCar.com проявляют интерес к этому региону, что видно по увеличению количества забронированных авто».

Россияне стали проявлять интерес к автотуризму: благодаря строительству Крымского моста в 2020 году более 60% отдыхающих приехали в Крым на машинах. По словам министра курортов и туризма региона Вадима Волченко, Крым активно работает над улучшением дорожной сети и выстраиванием инфраструктуры, которая привлечет автомобилистов. «Действительно, уже сейчас мы наблюдаем интерес к Крыму у своих клиентов: они бронируют автомобили для аренды в Севастополе, чтобы путешествовать по полуострову самостоятельно. Это бюджетный отдых, который позволяет выбирать локации в соответствии с потребностями и интересами и своевременно корректировать маршрут», — Александр Першиков, основатель международного маркетплейса аренды автомобилей по доступным ценам GetRentacar.com

Проблемы туристического бизнеса в России

Даже с учетом мер государственного стимулирования и развитием сфер отдыха и туризма в России, туристический бизнес все еще испытывает проблемы. По словам туроператоров, стоимость многих туров подорожала: отели, дома отдыха, санатории и оздоровительные центры стремятся сохранить заявленный уровень комфорта и качества при повышении цен, а также не уйти в минус, в связи с чем цены на отдых в разных регионах поднялись в среднем на 10-20%. Впрочем, если туристы покупают туры по программе кэшбека, то возвращенная на их счет сумма компенсирует затраты.

«Отличный способ сэкономить на путешествии — это выстроить его самостоятельно, — говорит Александр Першиков. Бюджет на аренду машины и ночевку в кемпинге значительно ниже, чем затраты на оплату тура». Стоит отметить, что запрос на самостоятельные путешествия у россиян растет. Как сообщает аналитическое агентство АВТОСТАТ, за прошедшие 10 лет парк легковых автомобилей россиян вырос с 30 млн до 43 млн. Владельцы авто склонны отправляться на нем в отпуск: так, в 2020 году агентство провело опрос среди автовладельцев, показавший, что более половины из них планирует отправиться в автопутешествие по России. «В автопутешествия ездят не только на своих автомобилях, но и на арендованных, — добавляет Александр Першиков. — Связано это с тем, что человек может иметь легковую машину, а в отпуске ездить на внедорожнике, или же путешествовать на автомобиле за пределами региона проживания. Например, он добирается до Сочи на самолете, арендует у нас авто и путешествует уже на нем». При этом, согласно исследованию РБК, в стране пока создано около 50 качественно оборудованных кемпингов — это очень мало.

По мнению Александра Першикова, это точка роста для бизнеса и сфера, в которую сегодня стоит инвестировать:

— Система сервиса для автопутешественников пока развита слабо: в частности, в России немного комфортных отелей около автомагистралей, не хватает кафе и ресторанов. Бесспорно, турист может купить сэндвич на заправке или озаботиться перекусом заранее, а переночевать в машине, но на такое готов далеко не каждый. Если мы говорим о путешественниках, настроенных на отдых в сегментах «выше среднего» и премиум, то для них такой уровень сервиса будет дискомфортным. Кроме того, семейным путешественникам также необходимы условия для комфортного размещения, а также специальные зоны для детей. Поэтому пока государство вкладывается в ремонт и строительство дорог, бизнес может вкладывать деньги в развитие придорожной инфраструктуры.

Получается, что пока автотуризм становится едва ли не ведущим видом туризма в России, отсутствие развитой инфраструктуры — это идеальная база для инвестиций в проекты, ориентированные на реализацию потребностей автотуристов.

Автомобильный туризм в России

В конце декабря прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о развитии автотуризма в России: в частности, он предполагает введение мер по обеспечению автомагистралей инфраструктурными объектами. Общенациональная ассоциация автомототуризма уже предложила шесть туристических маршрутов, которые могут войти в Стратегию развития туризма до 2035 года — а это значит, что именно они станут точками привлечения инвестиций в ближайшие годы, — считает Александр Першиков.

— Если говорить об инвестировании в инфраструктурные проекты, то необходимо понимать, что бизнесу предстоит активная работа с властями конкретных регионов, и сотрудничать всегда стоит с теми, кто заинтересован в развитии туризма. Например, если речь идет о Крыме, который сейчас развивается и привлекает туристов, то здесь власти и бизнесу найти точки соприкосновения будет нетрудно. Регионы Урала и Сибири также готовы работать с инвесторами, но здесь дело обстоит немного сложнее: довольно дорогие авиабилеты мешают туристам из Центральной России более массово ездить, например, в горные районы Алтайского края и Республики Алтай. Впрочем, стоит делать ставку и на внутрирегиональный туризм, предлагая жителям этих регионов новые маршруты и развитую инфраструктуру.

Что стоит строить и во что инвестировать?

— Безусловно, развитие инфраструктуры должно работать на потребителей с разным уровнем дохода и разным семейным положением. На мой взгляд, стоит начать с строительства кемпингов с оборудованными детскими площадками, комфортными автостоянками, магазинами и кафе. Оптимальные места для реализации таких проектов — Карелия, Приэльбрусье, горные районы на Урале и в Сибири. Здесь уже сформирована туристическая инфраструктура, существует стабильный поток отдыхающих, поэтому лучшее, что можно сделать — усовершенствовать имеющееся и увеличить количество туристов.

Другое направление для инвестиций — приморские регионы. Повторюсь, это Крым, где стоит строить не только кемпинги, но и гостевые дома, отели, хостелы, создавать инфраструктуру в целом. Заходить в республику стоит гостинично-ресторанному бизнесу. В Сочи, Краснодарском крае имеет смысл развивать инфраструктуру для туристов со средним уровнем дохода, так как жилье в этих регионах довольно дорого: бюджетные хостелы, отели и кемпинги привлекут автотуристов. 

С точки зрения развития автомобильного туризма необходимы инвестиции в придорожную инфраструктуру — это строительство кемпингов и отелей неподалеку от основных магистралей, развитие сетей общественного питания. Как сообщал в 2020 году Росавтодор, на территории страны имеется около 14 000 объектов дорожного сервиса, но они неравномерно распределены по маршрутам следования путешественников и сосредоточены в основном вокруг крупных автомагистралей и построены точечно: автозаправки, кафе и отели находятся не в одном комплексе, а на расстоянии друг от друга. Неудобная схема размещения инфраструктурных объектов — еще одна точка притяжения инвестиций в комплексные проекты, которыми планируют заниматься Ростуризм и Росавтодор. Обратить внимание стоит на строительство кемпингов и магазинов, точек общественного питания вблизи автодорог, ведущих к удаленным от автомагистралей локациям. Например, это дороги, соединяющие небольшие населенные пункты в Карелии и удаленные от трасс Е-105 и А-119. В таких местах можно, в том числе, продавать сувениры, предлагать экскурсии и рекламировать отели, в которых туристы могут остановиться, — резюмирует Александр Першиков.