Психологическое благополучие названо перспективным трендом российского образования

Одним из ведущих направлений в 2024 году станет психологическое благополучие, отмечают эксперты «Психодемии» в новом исследовании Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и Ultimate Education о трендах российского образования.

фото: Психологическое благополучие названо перспективным трендом российского образования

В ходе опроса более 750 инноваторов образования, студентов онлайн-школ и экспертов отметили, какие из общемировых трендов наиболее актуальными для России. Среди них оказалась группа трендов, направленных на создание благоприятной психологической среды — педагогика отношений, педагогика заботы и сближение контекстов обучения и обучающегося. 

Важность педагогики отношений отметили 48% инноваторов и 29% студентов. Тренд подразумевает комфортные условия и учет личностных особенностей всех акторов образования. 

«Если мы признаем, что каждый учащийся имеет право голоса и право выбора, можно говорить о гуманизации образования. В сознании многих родителей уже представлена доминанта ценности личности своего ребенка, его благополучия, учета его потребностей, интересов и устремлений», — рассказывает Алексей Обухов, доцент Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук.

Педагогику заботы как ведущий тренд отмечают 35% инноваторов и 36% студентов. Этот тренд фокусируется на эмпатии и развитии учащихся в поддерживающей среде.

«Сейчас рынку важно уделять внимание отдельно качественной заботе и качественной педагогике. Чтобы грамотно донести до студента информацию, важно понимать, как её правильно структурировать — этим занимаются методисты. Когда эксперты не прислушиваются к советам методистов — из педагогики заботы исключается и педагогика, и забота», — объясняет Александра Караваева, операционный директор «Психодемии».

Сближение контекстов обучение и обучающегося подчеркивает важность адаптации образовательного контента под культуру студентов для наиболее эффективного усвоения информации.

«Адаптировать обучающий контент можно с помощью понимания особенностей психики и обучения. Доказано, что в обучении лучше всего работают эмоциональные триггеры. На личных примерах и примерах коллег информация воспринимается и запоминается лучше, потому что происходит эффект вовлечения», — рассказывает Александра Караваева, операционный директор «Психодемии».