Россия продолжает укреплять свой технологический суверенитет в ключевых отраслях экономики, в том числе авиационной промышленности. Пассажиропоток отечественных авиакомпаний системно увеличивается, что формирует запрос рынка на новые самолеты и расширение воздушного парка.
Санкционная война против России несет негативные последствия для многих элементов национальной экономики, однако авиационная сфера получила особый урон.
Для поддержания российской гражданской авиации главной задачей должна стать отладка работы авиационной отрасли как можно в более сжатые сроки. Для этого каждый субъект данной отрасли обязан обеспечить бесперебойность работы и адаптацию к новым условиям. Преодолеть непредсказуемость ситуации и обеспечить эффективное функционирование авиационных компаний в тяжелых экономических условиях способен комплексный механизм антикризисного управления изменениями.
В условиях, когда поставки отечественных самолетов являются вопросом отдаленного будущего, в текущей ситуации российским авиакомпаниям необходимо принимать экстренные меры по обеспечению работоспособности имеющегося у них авиапарка. Необходимо строгий контроль за состоянием всех наиболее важных узлов и агрегатов, а также постоянный поиск альтернатив прямым поставкам запчастей от западных производителей. Кроме того, важно оперативно информировать о своих проблемах соответствующие государственные структуры, осуществляя оперативную обратную связь по всем мерам поддержки.
Эксперт кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Головина Татьяна считает, что с учетом новой экономической реальности содержание антикризисного управления изменениями в российских авиационных компаниях должно включать ряд важнейших мероприятий:
— управление персоналом в условиях финансовых трудностей с целью сохранения штата и предотвращения ухода специалистов в зарубежные компании;
— оптимизация расходов, несвязанных напрямую с осуществляемой деятельностью (на рекламу, маркетинг, повышение комфорта и т.п.);
— по наиболее чувствительным элементам обеспечения функционирования российских авиакомпаний в оперативном порядке необходимо сформировать отечественные альтернативы зарубежным поставкам;
— поиск альтернатив должен осуществляться посредством взаимодействия с компаниями из дружественных стран Китая, Индии, Латинской Америки и т.д.
Предложенные меры должны касаться каждой российской авиационной компании, столкнувшейся с проблемами в новой экономической реальности. Их применение должно быть на контроле у высшего топ-менеджмента компании, так как от эффективности их реализации зависит успешность выхода из кризисной ситуации и снижение рисков банкротства. По мере адаптации российской авиапромышленности к санкционному давлению риски для авиакомпаний будут снижаться, однако в целом антикризисное управление изменениями должно стать неотъемлемой частью менеджмента в течение нескольких ближайших лет, а может и десятилетий.
Таким образом, крайне неблагоприятные условия обуславливают необходимость оздоровления российских авиакомпаний на основе активизации и совершенствования антикризисного управления изменениями. На фоне ряда острейших проблем, вызванных западными санкциями, необходимо проведение обновления и адаптации применяемых мер по выходу из кризисной ситуации не только на основе передового опыта, но и разрабатывая собственные нестандартные решения.
Только лишь хорошо продуманное управление имеющимися ресурсами позволит достигать своих стратегических целей и легче переживать кризисные явления в авиационной отрасли. Основой этого механизма должен быть комплекс взаимосвязанных действий по адаптации предприятия к негативным условиям внешней среды, отладке бесперебойной работы, обеспечению эффективного функционирования и недопущению появления новых кризисных явлений.
Прочтите также:
- Современные тренды потребительского кредитования
- Женщины России с активно осваивают фондовый рынок
- Пляжи, арт-галереи и яхтенная марина: на западе Крыма построят два курортных комплекса по федеральному проекту
- Российский научный фонд поддержал в 2023 году около 11 тысяч проектов
- Минсельхоз распределил очередной объем допквоты на экспорт зерновых