Цифровая трансформация госсервисов

По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Аллы Музалевской, активное развитие в России цифровизация государственных и муниципальных услуг лежит в русле общемировых тенденций.

 

Вопросам развития электронного правительства уделяется самое пристальное внимание на международном уровне. Так, каждые два года департамент по экономическим и социальным вопросам организации объединенных наций публикует обзор по электронному правительству, очередной (13-ый) выпуск издания вышел в 2024 г.

 

Согласно данным исследования, Российская Федерация принадлежит к числу стран с наивысшими показателями индекса развития электронного правительства (со значением EGDI 0,8532), что обеспечило нашей стране 43-е место в мировом рейтинге (из 193 стран).

 

Один из традиционно рассчитываемых показателей развития электронного правительства — индекс онлайн услуг (OSI). OSI рассчитывается на основе нормализованных значений взвешенных субиндексов: по предоставлению услуг (45%), технологии (5%), институциональной структуре, поддерживающей развитие электронного правительства (10%), предоставлению контента (5%) и электронному участию (35%). Показатель России в 2024 году составил 0,7766. Это достаточно высокое значение прежде всего обеспечено показателем предоставления услуг, центральным ресурсом которого выступает портал «Госуслуги».

 

По поручению президента России Владимира Путина в электронный вид были переведены все государственные услуги. К настоящему моменту доступ к ним через портал «Госуслуги» имеет более чем 70% населения страны, в 2023 году количество подтверждённых аккаунтов превысило отметку в 100 млн.

 

Кроме того, онлайн-сервисы реализованы на сайтах множества министерсв и ведомств, достаточно упомянуть порталы Фонда социального страхования, Федеральной налоговой службы портале ГИС ЖКХ и других.

 

Особенно следует отметить развитие услуг по принципу «жизненные ситуации», в рамках федерального проекта «Государство для людей». Принцип «жизненные ситуации» предполагает получение всего комплекс услуг, необходимых для решения конкретной задачи. За счёт объединения государственных услуг по этому принципу существенно упростилось получение госуслуг: более чем в 4 раза уменьшилось среднее количество очных визитов в ведомства (с 18 до 4); сократилось общее время на получение госуслуги в рамках одной «жизненной ситуации» (с 113 до 76); уменьшилось среднее количество документов (с 34 до 25). 

 

На порталах госуслуг и «МСП.РФ» запущены 15 «жизненных ситуаций» федерального уровня, сегодняшний день ими воспользовались более 1,4 миллиона человек. До конца 2024 года планируется запуск еще 34 «жизненных ситуаций» федерального уровня.

 

Один из относительно новых показателей мирового рейтинга — индекс местных онлайн-услуг (LOSI), указывает на необходимость целенаправленных инициатив по укреплению цифрового правительства на муниципальном уровне. По этому показателю Москва находится на 18 месте в мире, опередив такие города, как Париж и Рим.

 

У России есть все шансы подняться выше в мировых рейтингах. Правительство РФ в марте 2024 года актуализировало редакцию «Стратегии цифровой трансформации государственного управления до 2030 года», которая призвана обеспечить свободное, устойчивое, безопасное информационное взаимодействие между органами государственной власти, гражданами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.