Эмоции — это допинг или нет?

Поддержка близких людей — залог успеха спортсмена. К таким выводам пришли эксперты СберЗдоровья и СберМаркетинга в своем эксперименте «Вместе быстрее». С помощью нейроинтерфейсов они проанализировали показатели 50 участников «Зелёного марафона» на дистанции 4,2 км.

Выяснилось — у участников, которых подбадривали члены семьи или друзья, показатели в 1,5–2 раза выше по сравнению с теми, кто пришёл на забег в одиночку.

Получается, что эмоции — своеобразный «допинг», который скорее помогает спортсмену сконцентрировать свои силы. И это перевешивает его волнение и страх «опозориться» на глазах у дорогих людей. Или, все-таки, наоборот? Стоит ли «включать» эмоции во время спортивного состязания или абстрагироваться от внешних факторов будет лучшим решением? Какая усталость наступит первой — физическая или эмоциональная?

Мы решили разобраться в данном вопросе и пообщаться с экспертами — кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Фёдором Винокуровым и автором метода и книги «Обучающая арт-терапия» Ольгой Мочаловой.

Что важнее для спортсмена, включать эмоции или, наоборот, отключать?

Тема эмоций сейчас очень популярна в обществе. В соцсетях пользователи наперебой говорят о том, как вредно подавлять эмоции — это деструктивно влияет как на человеческое состояние, так и на его продуктивность. В психологических практиках стали пользоваться популярностью курсы по управлению эмоциями.

Насколько эмоции способны влиять на результат, в цифрах показал эксперимент СберЗдоровья и СберМаркетинга: замеры с помощью нейроинтерфейсов показали, что эффективность спортсменов, имеющих позитивный эмоциональный заряд, выше. Психологи попробовали объяснить это с научной точки зрения. 

Федор Винокуров отмечает, что приятное возбуждение, такое как азарт, обычно коррелирует с хорошими спортивными результатами, а негативные депрессивные состояния - с низкими показателями у спортсменов.

При этом влияние сильных негативных эмоций, таких как гнев, может быть различно. По мнению эксперта спортивная злость или агрессия бывают полезны в контактных видах спорта и как источник энергии, и как средство устрашения соперника.

Опытные спортсмены знают, какие эмоции им помогают, какие мешают, и как защититься от эмоционального воздействия своих соперников.

Ольга Мочалова считает, что на старте стоит отключать любые, должна остаться только цель — технически правильно провести соревнование. « Если спортсмен чувствует эмоциональный подъем или же спортивную злость, то это подсознательно уменьшает и принижает возможности соперников, и может привести к неправильному распределению сил и поражению.

Тренер российского фигуриста Петра Гуменника Вероника Дайнеко прокомментировала состояние спортсмена перед стартом таким образом: «К сезону Петя готов. Отдельно он все прыжки собирает. Однако первые прокаты у него часто нестабильные. Мы пытаемся от этого избавиться, и мне самой не нравится сложившаяся практика. Но Петя – максималист, он сразу замахивается на самое большое, и меньшего ему не надо.»

При эмоциональном упадке, вызванном стрессом ожидания, наоборот завышаются возможности соперников, что также может привести к поражению.

Не раз было доказано, что фигурное катание – это один из самых тяжелых для психики видов спорта. Депрессии и моральные спады здесь обычное дело. Почему фигуристка-одиночница Евгения Медведева побеждала? Потому что она не делала осечек. Конкурентки были, они приближались к ней, но в последний момент ошибались, испугавшись Евгении.

Какая усталость переносится сложнее — эмоциональная или физическая?

Эмоциональная усталость и эмоциональное «выгорание» частенько называют болезнью XXI века. И это не выдуманные «модные» болезни.

Эмоциональная усталость — это временное психологическое состояние, во время которого человек становится безразлично все, что происходит вокруг него.

Эмоциональное выгорание — это состояние эмоционального истощения. Человек чувствует нехватку сил и нежелание действовать. Выгорание приходит на фоне непроходящего стресса. 

«Эмоциональная усталость непосредственно притупляет мозговую деятельность», — рассказывает Ольга Мочалова.

Эксперт напоминает о знаменитой метафоре про осла и морковь, где мотивация вдохновляла усталое животное на выдающиеся физические подвиги ради ожидаемого результата. Однако, в итоге эмоциональная усталость переносится тяжелее. Ведь она накладывается на физическую. Более того, порой эмоциональная усталость провоцирует физическую. Не владея знаниями в психологической области, человек, испытывающий только эмоциональную усталость (например, от нескольких дней подряд сложных переговоров), ошибочно принимает это за «усталость вообще», включая туда и физическую. Хотя вполне мог бы пойти прогуляться в парк или сходить в тренажерный зал. И это было бы только на пользу, так как просто «очистило» бы перегруженный определенными эмоциями организм от данных наслоений и начало бы напитывать новыми желательно положительными эмоциями.

Федор Винокуров же указывает на то, что физическая усталость — это тоже эмоциональное состояние, сигнал от мозга, что наше тело испытывает перегрузки. И эту эмоцию можно научиться контролировать с учетом реальных возможностей своей физической формы.

Эксперт цитирует слова финского бегуна и обладателя наибольшего количества олимпийских медалей в истории легкой атлетики Пааво Нурми: "Разум — это все. Мышцы - куски резины. Все, чего я добился, я добился благодаря своей голове."

Получается, что при эмоциональном подъеме спортсмен тратит меньше физических сил?

Эмоции способны творить чудеса! Наверняка вы найдете в своих воспоминаниях десяток невероятных историй. Например, как на фоне сильного страха человек бил мировые рекорды по скорости бега с препятствиями.

Или, радуясь полученной награде, сутки напролет без перерывов на еду и сон энтузиаст может заниматься своим успешным проектом. Психологи же попробовали объяснить механику действия эмоций на результаты спортсменов.

Физических сил спортсмен тратит не меньше, отмечает Ольга Мочалова. Но ощущение усталости меньше, положительные эмоции как бы заглушают отрицательные, связанные с физической усталостью — она просто не чувствуется. На эту тему есть интересный пример из жизни Михаила Врубеля. Художник вместе с женой Надеждой Забелой-Врубель приезжал на хутор Николая Ге «Ивановское» почти каждое лето, навещая семью Екатерины Ге, сестры Надежды Ивановны. Однажды после целого дня работы (Врубелю была выделена мастерская), различных дел и последующей вечерней прогулки в поле живописец был под таким впечатлением от пейзажа с пасущимися среди пышных будяков лошадей, освещенных сумеречным вечерним отблеском, что немедленно кинулся в мастерскую. Не имея чистого холста, он использовал тот, на котором недавно был написан портрет жены, который все очень хвалили. За ночь картина была не только начата, но и почти закончена.

«Если усталость — это эмоция, то ее можно заглушить более сильным позитивным эмоциональным переживанием» — замечает Федор Винокуров.

 «Возьмем бегуна, который финиширует вторым с разницей в 3 секунды. На момент финиша мышцы победителя точно были истощены. Мог ли догоняющий напрячь чуть больше мышечных волокон и вырваться вперед? В такой ситуации именно мозг решает, займет ли спортсмен первое или второе место. Поэтому правильный эмоциональный настрой — это ключ к победе, а самая обидная медаль — это серебро».

Так являются ли эмоции допингом или нет?

Вы задумывались, каково действие «допинга» и почему его нельзя применять в профессиональном спорте? Допинг — это стимулятор, он оказывает воздействие на мозг человека, благодаря чему его работа усиливается. Выше концентрация внимания, ниже утомляемость, вся деятельность человека становится максимально активной.

 Описание действия очень похоже на стимуляцию от эмоционального состояния. Так, может быть, эмоции можно назвать легальным допингом? 

Эксперты единогласны в своих выводах — не являются. По словам Федора Винокурова эмоциональный фактор является одним из ключевых навыков для спортсмена, который можно тренировать с помощью спортивных психологов. А соответственно, его необходимо регулярно измерять в качественном и статистическом (с применением показателей) выражении при помощи современных нейрофизиологических приборов.

Арт-терапевт Ольга Мочалова добавляет, что эмоции — есть, прежде всего, инструмент регуляции физического состояния, контролируемый мозгом. Поэтому для контроля над эмоциями необходимо следить не только за психическим здоровьем, но и общим соматическим статусом. Особенно состоянием нервной системы.

Так, например, радость от побед на соревнованиях или страстное желание этих побед могут привести к неконтролируемой ажитации как со стороны тренера, так и со стороны спортсмена. Нескончаемые усиленные тренировки провоцируют физическое истощение, неосознаваемое самим спортсменом. В итоге вместо ожидаемого триумфа или громкое поражение, или (что гораздо хуже) тяжелая травма.

Примером мобилизации физических сил эмоциональным фактором может служить подвиг летчика Алексея Маресьева. Во время Великой Отечественной войны при попытке совершить экстренную посадку в лесу, он упал с высоты 30 метров. Алексею раздробило обе ступни. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Обе ступни были ампутированы, но несмотря на это он вернулся на службу. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после. Желание оставаться полноценным востребованным членом общества, защищать Родину нивелировало физический недуг, что привело к восстановлению жизнеспособности и функциональности организма в крайне специфических условиях.

Комментариев пока нет.

Это интересно: