В поисках идеального звука The Doors: гедонизм ушами меломана

Если вы ценитель analog sound, у вас дома как минимум технично настроенная виниловая система, и вы не мыслите прослушивание The Doors без хорошего издания — вы наш человек.


Doors — это не просто группа. Это звуковое пророчество конца 60-х, воплощённое в завораживающем баритоне Джима Моррисона, гипнотическом органе Рея Манзарека и мощной ритм-секции Джона Денсмора и Робби Кригера. Но как же правильно услышать Doors? В какой форме выжать из этих записей максимум звучания?

фото: В поисках идеального звука The Doors: гедонизм ушами меломана

Оригинальные издания США как референс


Первое, что стоит сказать прямо — по-настоящему ощутить Doors «живыми» можно только с первопрессов. И прежде всего — это оригиналы американской Electra, так называемая "большая красная" этикетка. Именно они дают ту мягкую, но прекрасно детализированную аналоговую теплоту. Особенно хочется отметить американский первопресс Waiting for the Sun — звучание мощное, богатое, баланс инструментов и голоса просто вкуснейший. Ни один поздний ребрейдинг, ре-иссю или ремастер не перенесёт вас в 1968 так, как это сделает оригинал.


Сравнение с английскими релизами: неожиданный фаворит


Интересный момент был поднят по поводу английского оригинала L.A. Woman. Один из слушателей отметил, что британский первопресс даже обскакал по саунду американский — что редкость, учитывая, что большинство мастер-лент и миксов изначально ориентированы на американский рынок. Британский LA Woman звучит более открыто в верхах и детальнее на малых оборотах; возможно, это особенности лаков или мастер-ленты, но результат впечатляющий.


А теперь по альбомам…


The Doors (1967) — первый альбом и обязательный для прослушивания именно в моно миксе! Это мощь: вокал лупит в грудь, орган чётко прорисован, нет «рассыпухи» стерео-расположения. В моноверсии слышно каждое дыхание Моррисона. Тот случай, когда странный старый моно LP с пыльной обложкой — ваше сокровище.


Strange Days (1967) — технологический триумф. 8-дорожечный рекордер используется со вкусом. Иногда не верится, что это 1967. Особенно удивляют моменты, когда звуковая панорама раскрывается почти как у Floyd конца 70-х. Изданий много, но большая красная Electra США — идеал.


Waiting for the Sun (1968) — как уже говорилось, именно здесь американский первопресс наиболее вкусный. Открытый верх, плотный низ, вокал живёт собственной жизнью. Энергия пластинки чувствуется физически.


The Soft Parade (1969) — самый недооценённый по восприятию, но легко один из самых аудиофильских. Здесь появляется оркестровка, духовые, струнные — всё это смикшировано с необычайной чистотой. Звучит как не Doors, зато раскрывает широту возможности звучания группы. По качеству записи — возможно лучший после Morrison Hotel. Главное — брать ранний пресс.


Morrison Hotel (1970) — многими считается эталоном баланса студийного качества и сдержанной энергии. Великолепный микс, объёмное звучание комнаты, акустическая точность ударных, насыщенность гитары. Даже VG+ копия Sounds Heavy. Выходил и на промо-эдишене белой этикетки — аудиофильская классика.


L.A. Woman (1971) — студия The Doors без Брюса Ботника на записи, но... тёплое насыщенное звучание сохраняется. Сравнение британского и американского пресса — отдельная тема для аудиофилов. Последний альбом «при жизни» Моррисона и, возможно, последний, где звучание ещё оставалось аутентично аналоговым до предельной степени.


Будьте осторожны с переизданиями


Всё, что идёт после конца 70-х — уже компромиссы. «Маленькая красная» этикетка Electra и особенно смешанного красно-черного дизайна 80-х — это заметно проигрывающее по качеству изделие. Аналоговая теплоть вымыта, вокал звучит форсированно, низ теряется. Аналогично, большинство CD начиная с конца 80-х страдают от слишком агрессивного digital mastering.

фото: В поисках идеального звука The Doors: гедонизм ушами меломана

Юбилейные ремастеринги (серии к 40-летию, Analogue Production CD и аналоговые ре-иссю) звучно, но... не то. У многих ощущение, что это просто "как Doors, только глянцевее". Настоящий Doors — это шероховатость и кровь, а не полировка.


SACD от Analogue Productions


По опыту — вполне стерильны, но если уж нужна digital-версия, то SACD выигрышнее Red Book CD-изданий. Особенно в случае Morrison Hotel и Strange Days — мастеринг мягче, среднечастотная зона не «жестит». Но если вкусили оригиналы на пластинке — SACD покажется уже хоть и вылизанным, но душевно пустым.


Резюме меломана:


- Первый альбом — брать моно пресс США 1967 г. (в идеале белая промо версия)

- Strange Days — только Big Red Electra 1967

- Waiting for the Sun — первопресс США, лейбл Large Red Electra

- The Soft Parade — ранний американский пресс, слушать на ламповой аппаратуре

- Morrison Hotel — supreme quality, прекрасен практически на любом американском первопрессе

- L.A. Woman — желательно сравнить британский и американский оригиналы — обе версии на уровне


Вывод: The Doors — это группа, которой нужно давать звучать так, как она была задумана. Идеальный микс — это не ремастеринг, это первое дыхание ленты. И только ранние винилы, чаще всего американские, позволяют в полной мере услышать гаражную магию их психоделического рока.


Слушайте правильно. Это не просто отключить свет и включить Light My Fire. Это ритуал.

Комментариев пока нет.