Создание современной транспортной инфраструктуры в РФ

Транспортная система играет ключевую роль в российской экономике, выступая в качестве связующего звена между различными регионами, секторами и организациями. Наличие развитой транспортной инфраструктуры существенно влияет на выбор мест расположения производств, и игнорирование этого аспекта препятствует эффективному размещению производственных мощностей.

При планировании размещения предприятий анализируются объемы и характер грузоперевозок, вес сырья и готовой продукции, их пригодность к транспортировке, доступность транспортных маршрутов и их пропускная способность, именно эти факторы определяют, где будут располагаться предприятия. Оптимизация логистических процессов положительно сказывается на производительности как отдельных компаний, так и регионов, и государства.

В Российской Федерации с 2025 года развернута реализация нового Национального проекта «Эффективная транспортная система» (или «Транспорт»), целью которого является создание современной транспортной инфраструктуры, что позволит жителям страны более комфортно перемещаться, а компаниям – оптимизировать логистические процессы. В рамках проекта будет сформирована единая сеть, объединяющая ключевые объекты транспортной инфраструктуры.

В течение последних пяти лет российские регионы осуществили ремонт, модернизацию и возведение свыше 88 тысяч километров дорожных сетей. До запуска национального проекта уровень пригодности улиц в крупных городах составлял 42%, а по итогам 2023 года достиг 82,22%; на трассах субъектов федерации показатели улучшились от 42,4% до 53,36%.

Эксперт кафедры «Менеджмент и управление персоналом» Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС Долгова Светлана отмечает, что проект впервые интегрирует пограничные переходы в национальную транспортную сеть, кроме того, фокусируется на внедрении цифровых технологий и решении проблемы дефицита квалифицированных специалистов в транспорте, актуальной для большинства перевозчиков.

Проект включает девять нацпроектов, ориентированных на развитие транспортной сети и укрепление связей между регионами для стимулирования внешнеторговой активности:

  1. строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург объединит не только две столицы, но Тверь и Великий Новгород;
  2. для надежного обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути будет активнее расширяться ледокольный флот, в том числе атомный;
  3. для развития грузовой инфраструктуры единой транспортной сети России предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб), а также железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, по итогам работ появятся дополнительные туннели, разъезды и мосты, обновятся платформы и станции;
  4. планируется строительство новых специализированных терминалов и других объектов инфраструктуры морских портов для экспорта грузов российской промышленности, энергетики и сельхозпродукции в дружественные страны;
  5. с целью наращивания грузооборота по речным магистралям и более интенсивного вовлечения их в транспортную систему России будут реализованы мероприятия по сокращению лимитирующих участков и повышению безопасности гидротехнических сооружений в бассейнах внутренних водных путей;
  6. для увеличения авиационной подвижности жителей к 2030 году в 1,5 раза особое внимание уделено расширению сети маршрутов, сокращению времени в пути, обеспечению большего количества прямых рейсов, изменения коснутся не менее 75 аэродромов, что поможет открывать новые маршруты без пересадки в Москве;
  7. для обеспечения более эффективной внешнеэкономической деятельности страны запланировано строительство и модернизация пунктов пропуска, расположенных в створах международных транспортных коридоров, а также на приоритетных участках государственной границы Российской Федерации;
  8. ключевую роль в проекте играют цифровые технологии. Национальная транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП) «Государственная Логистика» поможет сократить издержки бизнеса и обеспечить «бесшовность» перевозок — единая система, в которой взаимодействуют все участники грузоперевозок: от водителей до представителей органов власти. Благодаря этому пользователи смогут перевести документы в «цифру» и сделать так, что их увидят все нужные представители госорганов, которые имеют отношение к логистике и грузоперевозкам. Таким образом увеличится скорость доставки грузов, что благотворно повлияет на бизнес в стране. Планируется, что к 2030 году 320 миллиардов бумажных страниц документов будут переведены в электронный формат, бизнес при этом сэкономит до 170 млрд руб.
  9. для организации качественного процесса обучения на базе транспортных высших учебных заведений будут сформированы учебные флоты, кроме того запланировано создание научно-исследовательских лабораторий и отраслевого центра компетенций.

В связи с новым подходом к развитию дорожной сети, ориентированным на транспортно-экономический баланс и единую опорную сеть, а не на простое расширение, требующее больших бюджетных затрат, эксперт отмечает изменения источников финансировании национальных проектов. Бюджетное планирование для развития транспортной инфраструктуры будет основываться не только на государственных ассигнованиях из федерального и региональных бюджетов, но и на привлечении частного капитала, что позволит повысить эффективность распределения ресурсов и реализовывать проекты с максимальной рентабельностью.

Новая федеральная инициатива сосредоточится на развитии ключевой транспортной сети, включая расширение пропускной способности и увеличение грузоперевозок для российских товаров, кроме того, планируется наращивание возможностей транспортной инфраструктуры для улучшения пассажирских перевозок.

Комментариев пока нет.