ТКБ традиционно работает с крупными российскими юрлицами, какие сейчас можно отметить тенденции в этом сегменте?
Банковская группа ТКБ более 30 лет является крупным игроком в B2B-сегменте. Мы исторически сильны в обслуживании именно юридических лиц. Сегодня в корпоративном портфеле группы значительная доля клиентов — это компании, занимающие лидирующие позиции в отраслях и регионах, а также большое количество субъектов МСП, и можно говорить о том, что кредитный портфель ТКБ достаточно точно отражает рыночную конъюнктуру.
Начало 2025 года было достаточно сложным для российских предприятий, но наметившийся тренд на снижение ключевой ставки дает рынку больше оптимизма и возможностей для финансового планирования. Но, несмотря на планомерное смягчение экономики, мы наблюдаем тренд на сокращение господдержки бизнеса через субсидирование программ кредитования, что создает риски дополнительного переохлаждения некоторых секторов экономики.
Да, мы ожидаем, что дальнейшее снижение ставки к концу года создаст условия для восстановления деловой активности и новых инвестиционных проектов, а развитие дополнительных адресных льготных программ кредитования для производственных предприятий послужило бы стимулом развития реального сектора экономики. Наиболее эффективным шагом в этом направлении было бы расширение круга банков, участвующих в государственных программах субсидирования, а также расширение самих льготных программ.
Как в текущих условиях трансформировалась господдержка бизнеса и главным образом как это повлияло на доступность льготных программ?
Министерства ужесточают порог входа банков к участию в госпрограммах поддержки предприятий МСП. Таким образом сужая ее, хотя, казалось бы, наоборот, инструментарий стоило бы расширить, особенно для банков, где объемный кредитный портфель сегмента МСП.
Например, такие программы как промышленная ипотека, которая так и не была возобновлена, хотя проходила достаточно успешно — было много проектов по приобретению промышленной недвижимости по ставке 5% годовых. Программа была особенно интересна среди наших клиентов — производителей, планирующих расширение производства. По сути, сейчас мы работаем только с одной программой льготного финансирования — программой Минсельхоза, а также взаимодействуем с Фондом развития промышленности по льготным займам.
Поэтому расширение программ нам кажется очень важным. На сегодняшний день порядка 50% нашего кредитного портфеля — это кредитование малого и среднего предпринимательства.
Центробанк за последние месяцы в разы снизил ставку, на 3 процентных пункта, получается. Это как-то облегчило жизнь компаниям? Какого решения вы ожидаете с заседания на следующей неделе?
Все всегда хотят мыслить прогнозами. Но если говорить о ситуации последних снижений, то это позволило предприятиям вздохнуть, посмотреть вперед более оптимистично и, может быть, даже суметь спрогнозировать что-то. Тормозом была невозможность предприятий финансироваться по столь высоким ставкам для оснащения основных фондов. Конечно, все откладывалось на потом. Тренды, которые Центральный банк продемонстрировал, позволяют предприятиям смотреть несколько увереннее в завтрашний день и что-то прогнозировать. А нам лучше понимать запросы бизнеса и предлагать больше возможностей финансирования. Если говорить о прогнозах, конечно, все ждут снижения. Идут споры, 1 или 2 п.п. Мы вот верим все-таки в 2 п.п.
Можно ли говорить о том, что какие-то отрасли чувствуют себя хуже или лучше в текущей экономической ситуации? Сильнее затронуло кредитоемкие отрасли. На наш взгляд, наиболее уязвимой отраслью стала любая добыча, угольная прежде всего. Также это перевозчики, логисты. Столь высокая ставка, как я уже говорила, не позволяет модернизировать основные фонды. В непростой ситуации оказались лизинговые компании, которые профинансировали покупку спецтехники логистам автомобильной техники, а на сегодняшний день вынуждены забирать эту технику и продавать. Ситуация скорее затронула все отрасли, просто кого-то в большей степени, кого-то в меньшей. Есть, конечно, предприятия с запасом прочности, которые выбирали стратегию сохранять, размещались для того, чтобы заработать и пока никуда не инвестировать в силу того, что невозможно что-то прогнозировать.
Татьяна, завершающий вопрос. Какие ожидания на конец 2025 года по динамике вашего корпоративного портфеля и по рынку в целом?
Но на конец года видим стабилизацию портфеля и ожидаем, что объем должен быть на уровне начала года. Мы наблюдаем тенденцию, что очень многие юридические лица замещали кредитный портфель гарантиями там, где это возможно, потому что это более дешевый инструмент, и мы наблюдаем некоторый всплеск по нему. Мы видим прирост гарантийного портфеля порядка на 15% по 2025 году. Ну и, конечно, рассчитываем, что к депозитам тоже не упадет интерес. По крайней мере, в парадигме нашего банка те, кто избирал стратегию сохранять, у кого был запас прочности, они размещали средства в банке. Пока все-таки «ключ» повыше инфляционных ожиданий, поэтому депозиты бизнесу еще интересны. Общерыночный тренд, на мой взгляд, будет таким же.
Беседовала Маргарита Шпилевская.
ТАСС, видеоинтервью по ссылке.
Комментариев пока нет.