Инфраструктура для электромобилей в московских деловых кластерах развивается медленнее, чем в целом по городу. Согласно исследованию MR Office, офисного направления девелопера MR, и крупнейшей частной сети зарядных станций PUNKT E, инфраструктура для электромобилей предусмотрена чуть более, чем в половине строящихся столичных офисных центров. При этом ее востребованность с каждым годом постоянно растет.
Число электрокаров в Москве за последние пять лет увеличилось в 20 раз. Сейчас в столице зарегистрированы 19.1 тыс. электромобилей и 22.4 тыс. гибридов. По прогнозам Департамента транспорта, к 2030 году общее количество электрических машин в столице может достичь 320 тыс., или 7% общего автопарка. При этом сейчас в городе и области насчитывается более 1500 зарядных станций. Они расположены преимущественно в центре, спальных районах, на вылетных магистралях, около торговых и офисных комплексов.
«В отличие от жилья, в коммерческой недвижимости нет единых норм по количеству мест для электромобилей — сегодня их доля колеблется от 2 до 20% паркинга. Между тем это ключевой ресурс для достижения городских целей: 35 тыс. зарядных станций к 2030 году. Создание инфраструктуры для электрокаров в бизнес-центрах — набирающий популярность тренд, который отражает стремление девелоперов к устойчивому развитию и формированию удобной среды для сотрудников и посетителей. Наличие станций повышает привлекательность объекта для арендаторов. Но пока что “зарядки” еще не стали неотъемлемым атрибутом даже в офисах класса А, которые сегодня наиболее востребованы», — прокомментировал Кермен Мастиев, директор по коммерческой недвижимости MR.
«Коммерческие предприятия увеличивают закупки зарядных станций для электромобилей. Особенно активны девелоперы жилой недвижимости. Бизнес-центры также начинают видеть в этом не только новый сервис, но и инвестицию в инфраструктуру. При этом сегодня из более чем 100 станций, установленных нашей компанией в Москве, только 14 приходятся на деловые кластеры. Это говорит о том, что взаимодействие пока еще только набирает обороты. Спрос также растет со стороны отелей, ресторанов, торговых центров и ритейла, где зарядка становится инструментом увеличения времени посещения и среднего чека», — объяснил Александр Мироненко, заместитель генерального директора по развитию PUNKT E.
По его словам, интегрировать зарядные станции в коммерческую недвижимость можно на любом этапе, но проще всего — на стадии проектирования, чтобы избежать сложностей при согласовании размещения оборудования в уже готовом здании. Кроме того, на раннем этапе легче предусмотреть систему балансировки мощности, позволяющую снизить нагрузку на энергетические сети.
Однако, как показало исследование, из 40 запланированных к вводу до 2030 года в Москве офисов класса А чуть более половины предусматривают наличие зарядных станций. В документации на 17 объектов они не упоминаются вовсе. Только в каждом восьмом проекте раскрыто количество зарядных точек — всего 129 на все объекты. Чаще всего девелоперы лишь указывают на возможность их будущего размещения.
MR в рамках направления офисной недвижимости MR Office уделяет особое внимание продуманной инфраструктуре, важной частью которой являются зарядные станции. Так, в паркинге деловых башен iCITY, введенных в эксплуатацию в июле 2025 года, уже установлено 19 «зарядок» на 954 машино-места. При этом предусмотрена возможность дооснащения парковочных мест дополнительными станциями, если у резидентов возникнет такая потребность.
Размещение зарядных станций планируется также в премиальном офисном центре JOIS вблизи Хорошевского шоссе, в BELL в Белорусском деловом районе, новом многофункциональном небоскребе One в Москве-Сити, деловых центрах LINK на Рябиновой улице и MIND вблизи метро «Динамо».
Комментариев пока нет.