Приоритетные направления и проблемы цифровой трансформации транспортной отрасли

В период 2025-2027 гг. на реализацию федерального проекта «Цифровая трансформация транспортной отрасли» национального проекта «Эффективная транспортная система» государство планирует выделить порядка 4,08 млрд руб. (2025 г. – 500 млн руб., 2026 г. – 1,89 млрд руб., 2027 – 1,69 млрд руб.). Расходы определены Федеральным законом от 30.11.2024 N 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Данный проект определяет национальные цели развития транспортного комплекса и цифровой трансформации отрасли, направления повышения эффективности и качества организации транспортного обслуживания населения и создания соответствующей инфраструктуры.

 

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Людмила Малявкина, транспортно-логистическая отрасль характеризуется достаточно высоким уровнем цифровой зрелости и демонстрирует гибкость в адаптации к происходящим изменениям социально-экономических и геополитических условий.

 

В целом направления отраслевой цифровой трансформации соответствуют общемировым тенденциям, но возникающие вызовы (необходимость переориентации транспортно-логистических потоков на восточное направление, тренды импортозамещения и др.) стимулируют развитие уникальных сервисов и продуктов в национальных отраслевых сегментах.

 

Так, в ноябре 2024 г. запущен процесс тестирования Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС), внедрение которой позволит перейти от разрозненных региональных систем к единой платформе централизованного управления транспортным парком. В результате каждый житель любого региона получит возможность в режиме реального времени отслеживать движение общественного транспорта.

 

В текущий момент в ряде российских городов (Москва, Санкт-Петербург) запущены экспериментальные проекты по тестированию беспилотного общественного транспорта (метро, трамвая, электропоезда) с системой дублирования действий водителя. Однако, пока инвесторы опасаются вкладывать средства в беспилотную инфраструктуру вследствие высоких рисков, прежде всего, в обеспечении безопасности. Ключевым барьером для массового внедрения остается отсутствие соответствующей законодательной базы, регулирующей правовое решение ключевых вопросов, связанных с использованием беспилотного транспорта на дорогах общего пользования и ответственностью в случае возникновения нештатных ситуаций и ДТП. К первому кварталу 2025 г. планируется формирование нормативно-правовой модели регулирования беспилотного городского транспорта и концепции закона о беспилотном движении. 

Комментариев пока нет.